Дата выхода исторического сериала «Золотая орда» на Первом канале намечена на понедельник 12 марта 2018 года. Режиссер сериала — Тимур Алпатов, производство — Марс Медиа Энтертейнмент.
Всего в сериале «Золотая Орда» 16 серий.
Дата выхода всех 16 серий «Золотая Орда» на Первом
- 1-2 серия — понедельник 12 марта в 21:30;
- 3-4 серии — вторник 13 марта в 21:35;
- 5-6 серии — среда 14 марта в 21:35;
- 7-8 серии — четверг 15 марта в 21:35
- 9-10 серии — понедельник 19 марта в 21:30;
- 11-12 серии — вторник 20 марта в 21:35;
- 13-14 серии — среда 21 марта в 21:35;
- 15-16 серии — четверг 22 марта в 21:35.
Сюжет сериала «Золотая Орда» (2018)
Конец XIII века. Русь под гнетом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис — и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Тенгри-Темир, красавец и ценитель женской красоты. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса.
Ярослав не хочет нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Тенгри оставляет Ярославу подарок от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава.
Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного обряда жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Тенгри-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки.
Персонажи фильма
«Золотая Орда» — фильм о чувствах и страстях, художественный рассказ о человеческих взаимоотношениях. Какой из сюжетных конфликтов нашей истории можно назвать основным? Наверное, тот, который в одинаковой степени драматично испытывают наши главные властители – Великий князь Ярослав и Великий хан Берке. Оба раздираемы внутренним противоречием между необходимостью быть безупречным примером для своих подданных и желанием испытывать простое человеческое счастье: любить и быть любимыми.
Главного героя, как такового, в «Золотой Орде» нет. Один-два ведущих персонажа для 16-серийного проекта, чаще всего, не позволяют сделать историю занимательной и динамичной. У нас более десятка сюжетных узлов, в центре каждого стоит свой герой. К примеру, есть мелодраматическая линия юного художника Николки и татарской девушки Айжан. Их окружает множество персонажей, одни из которых мешают, другие — помогают им. И в этом «узле» главный герой другой сюжетной линии — всего лишь один из персонажей.
Да, Великий князь Ярослав и Великий хан Берке и по объему ролей, и по сюжетной значимости могут претендовать на определение их как главных героев. Но вряд ли при этом роли Великой княгини Радмилы, старшего брата Ярослава Бориса, его жены Устиньи, роль татарской девушки Наргиз и множество других от этого станут менее важными. У каждого из них своя сюжетная и содержательная задача. Без любого из них объемность проекта станет заметно меньше.
Краткое содержание серий сериала «Золотая Орда»
1 серия.
Монгольский хан Берке стар, но у него все еще нет сына-наследника, и поэтому он сильно озабочен судьбой своего государства. Берке докладывают, что персидский хан Хулагу собирает армию, чтобы пойти войной против монголов. Это заставляет Берке приступить к подготовке защиты Орды, и он посылает к великому князю Ярославу посольство во главе с ханом Менгу-Темиром. Русь находится под игом монголо-татар, которые взяли под контроль торговые пути и обложили данью славянские племена. Князь Ярослав, получивший от Орды ярлык на княжение, понимает, что монголы намерены потребовать от него несколько десятков тысяч русских людей для пополнения своего войска. Ярослав созывает совет, в который входит его брат Борис и другие князья, чтобы принять решение относительно требований хана Берке.
2 серия.
Молодой Менгу-Темир стремится стать наследником старого хана Берке. Во время встречи с князем Ярославом, Менгу ставит того перед непростым выбором. Монгольскому хану приглянулась жена князя Бориса Устинья, проницательная и своевольная женщина. Понравилась настолько, что он оценил ее в тридцать тысяч воинов. Если Ярослав позволит забрать Менгу-Темиру Устинью с собой в Орду, то хан сократит свои требования по пополнению монгольского войска на тридцать тысяч человек. Об этом предложении хана узнает и князь Суздальский Борис, который жаждет подсидеть брата Ярослава и заполучить от хана Берке ярлык на княжение.
3 серия.
Хан Менгу-Темир увозит Княгиню Устиньи в Орду, что вызывает возмущение жителей Владимира. Происходит конфликт между великим князем Ярославом и князем Борисом. Борис уверяет брата, что спас его шкуру, согласившись отдать жену монгольскому хану. Ярослав же обвиняет Бориса в том, что тот, пытаясь добиться расположения Берке, опозорил весь русский народ. Ярославу предстоит принять решение, кому отдать управление Переславлем, а также постараться вернуть доверие народа. Сыну Ярослава Владимиру, как и Борису, не нравится политика, проводимая великим князем, поэтому дядя и племянник решают объединиться.
4 серия.
Во время конной прогулки великий князь спасает тонущую молодую татарку Наргиз, которую хан Менгу-Темир привез из Орды ему в дар. Появление Ярослава и Наргиз в княжеском дворе производит ошеломляющее впечатление на окружение князя. Жена Ярослава Радмила чувствует, что ее муж симпатизирует Наргиз. Опасаясь, что татарская девушка может лишить ее мужа, Радмила решает ее проучить. После визита Менгу-Темира и выполнения его требований великому князю Ярославу необходимо восстановить доверие жителей города. Многие приближенные князя выступают за сопротивление Орде…
5 серия.
Воевода Еремей сватается к Наргиз, но та, влюбленная в Ярослава, всячески противится замужеству. Радмила хочет ускорить приближение свадьбы и обращается к митрополиту Филарету, чтобы тот попросил Ярослава собственноручно крестить девушку. Менгу-Темир возвращается в ставку хана Берке. Узнав, что племянник ослушался приказа и пригнал из Руси на тридцать тысяч человек меньше, хан приходит в ярость. Мать Менгу-Темира Уш-Хатун, озабоченная будущим своего сына, решает поставить на место русскую княгиню Устинью, которую считает виновницей его тяжелого положения.
6 серия.
После того, как князь Владимир побеждает в сражении с половцами и убивает князя Шигаркана, те решают отомстить за гибель своего правителя. Два половецких клана собираются идти войной на Новгород. Напряженная обстановка на Руси усиливает конфликт между Ярославом и его братом Борисом. Хан Берке назначает дату своей свадьбы с молодой Айжан. Некогда любимая жена хана Кехар ревнует его к невесте, и всеми способами пытается отговорить Берке от свадьбы. Айжан, в свою очередь, тоже не хочет выходить замуж за Берке, но не может противиться воле монгольского правителя.
7 серия.
В Сарай-Берке начинаются празднества по случаю свадьбы хана Берке и молодой Айжан. Кехар решается на отчаянные меры. После того, как великий князь Ярослав уезжает воевать с половцами, Борис, по приказу брата, выдвигается с отрядом из Владимира, чтобы встретить младшего сына Ярослава Даниила. Борис таит злобу на маленького княжича, которому, по его мнению, несправедливо достался в управление Переславль. Воспользовавшись отсутствием в городе великого князя, Борис решает восстановить утраченную власть.
8 серия.
Уш-Хатун, мать Менгу-Темира, настоятельно просит сына подарить его наложницу Устинью военачальнику Ногаю. Менгу-Темир в резкой форме отказывается от предложения матери и только еще больше сближается с Устиньей. Во время возвращения во Владимир Ярослав и Наргиз видят голову убитого половцами князя Федора. Приехав в город, Ярослав узнает, что Радмила пожертвовала свободой сына Даниила и отказалась открыть ворота города перед половцами, которые пленили княжича. Радмила потрясена тем, что ее муж приехал в город с любовницей, которую теперь намерен поселить в княжеском тереме.
Читайте чем закончится сериал «Золотая Орда» на отдельной странице.
Актеры и роли
- Александр Устюгов — князь Ярослав;
- Светлана Колпакова — княгиня Радмила;
- Юлия Пересильд — Устинья, жена князя Бориса;
- Сергей Пускепалис — Еремей, воевода;
- Карина Андоленко — Настенька;
- Владимир Верёвочкин — Владимир, сын Ярослава;
- Артур Иванов — Борис, брат Ярослава;
- Сергей Соцердотский — Николка;
- Аружан Джазильбекова — Наргиз;
- Дина Тасбулатова — Айжан;
- Сейдулла Молдаханов — Рафик, художник;
- Турар Мураталиев — Ногай;
- Андрей Удалов — Тришка;
- Анна Скиданова — Стеша;
- Аскар Ильясов — Алтан;
- Феруза Рузиева — Саодат;
- Дилия Рузиева — смотрительница гарема Мегуна;
- Борис Каморзин — Семёныч;
- Александр Ким — Саят;
- Максим Карушев — Егор;
- Максим Сапрыкин (II) — княжич Даниил, сын Ярослава и Радмилы;
- Кузьма Сапрыкин — гонец-дружинник;
- Виктор Королёв (II) — воевода;
- Илья Пивнюк — смотрящий;
- Анна Ичетовкина — торговка;
- Владимир Малинин (II) — гонец из Владимира;
- Алексей Тахаров — нукер;
- Кирилл Крошман-Климов — лекарь;
- Игорь Сигаев — боярин из Владимира;
- Валерий Лукьянов — священник;
- Марат Абдрахимов — Бахар;
- Степан Середа — Санька 7 лет;
- Матвей Сиваковский — Кузька;
- Алексей Ушаков (III) — сотник;
Съемочная группа
- Режиссер: Тимур Алпатов;
- Сценарист: Ольга Ларионова;
- Оператор: Морад Абдель-Фаттах;
- Продюсеры: Рубен Дишдишян (ген.), Арам Мовсесян, Елена Денисевич, Нелли Яралова (ген.).
Отзывы и интересные факты
Рубен Дишдишян (генеральный продюсер)
«Золотую Орду» мы задумали совместно с Первым каналом около пяти лет назад. Советовались, выбирали тему, которая может привлечь разную аудиторию не только в России, но и за ее пределами, будет интересна и на локальном, и на международном рынках. Мы поставили перед собой задачу снять сериал, которого еще не делали в России, который по истории, по масштабам воплощения не уступит лучшим западным образцам последних лет. Период расцвета Золотой Орды показался нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу. Однако мы сознательно ушли от исторических фактов, до сих пор вызывающих много споров, – все наши герои и события вымышленные. «Золотая Орда» – это фэнтези, приключенческая мелодрама.
Елена Денисевич (креативный продюсер)
По жанру «Золотая Орда» – фэнтези, а не реалистичная историческая драма. Я бы назвала сюжет «Золотой Орды» нашей фантазией на тему XIII века. А фантазия, как известно, вовсе не претендует на достоверность и реалистичность, она всего лишь похожа на реальность. Давно ушедший в прошлое XIII век открывает невероятные возможности для фантазии и позволяет максимально дистанцироваться от любых политических и геополитических аспектов, от позиций, которые меньше всего имеют отношение к искусству, но чаще всего к нему «прилипают». Тем не менее, при работе над сценарием мы ознакомились с огромным количеством справочной и исторической литературы, пообщались со многими консультантами. И только после того, как по части истории и быта был пройден большой исследовательский путь, мы стали фантазировать на выбранную тему.
Тимур Алпатов (режиссер)
Изначально я боялся исторических несоответствий. Поэтому при подготовке мы привлекли трех исторических консультантов. Все они говорили абсолютно разные вещи, каждый вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими, или, наоборот, такими. Как было на самом деле – не поймешь. Есть, например, версия, что ига не было, что монголы были лояльны к нам, а русичи платили им деньги за определенные услуги. Или, например, откуда возникло представление, что монголы были грязные, необразованные дикари? Да, среди них были и такие, но в своем большинстве это были воспитанные, образованные люди, следящие за своим внешним видом. На четвертом месяце работы над материалом я четко понял, что правду мы не найдем. Именно потому было решено не гнаться за историческими соответствиями и снимать историческое фэнтези, где все условно.
Александр Устюгов
Мой герой – собирательный образ представлений о том, каким мог бы быть Великий князь. Придумывая образ Ярослава, я, конечно же, больше склонялся к Александру Невскому. Для меня самым важным было передать волю русского князя, его способность принимать решения. Мне хотелось сделать Ярослава резковатым, даже мужиковатым. По одежде он простоват, ему чужды красивые наряды. Он сам чистит своего коня, сапоги – то, чего ни за что не станут делать ни его старший сын Владимир, ни другие князья. Ярослав – не совсем правитель, вся эта история с княжением – миссия тяжелая и не особо им любимая, но он обязан управлять, когда вокруг враг. В 14 лет он уже завел потомство, в 18 лет совершил все свои подвиги, и к 40 годам вынужден более править, чем воевать. Это ему дается с трудом, потому что Ярославу проще в поле с мечом, чем заниматься этими интригами, разговорами, политическими ситуациями.
Юлия Пересильд
Устинья – гипертяжелый, отрицательный персонаж, словно вышедший из античных трагедий. Мы с ней абсолютно разные. Если я – человек эмоций, то она – мозг, особенно в темах политических интриг. Она говорит как человек, ведущий предвыборную кампанию: ее тексты убеждают, переворачивают, просчитаны до каждой запятой и паузы. Устинья не остановится ни перед чем ради власти, если нужно убить ребенка – пойдет на это. Важно, что на Руси она – нереализованная женщина, была отдана замуж за человека, которого не любит. И эта нелюбовь в ней взрастила сильнейшие лидерские качества. У нее серьезные амбиции для захвата престола и управления большим количеством людей. Главное, у нее есть к этому способности! Сначала она, манипулируя мужем, расставляет шахматные фигурки на Руси, но ее там полностью уничтожают, сжигают до пепла, отправляя против ее воли в Орду. Однако она умудряется восстать из пепла уже там и постепенно начинает устанавливать свои законы. Даже когда ее травят, она все равно выживает. Она как кошка, у которой много жизней. Непотопляемая.