Сегодня 20 января в эфире Первого канала очередной выпуск «Кто хочет стать миллионером» с Дмитрием Дибровым. Пара игроков в студии будут отвечать на каверзные вопросы ведущего, имея при этом 4 подсказки. Посмотрим удастся ли им выиграть 3 миллиона рублей или нет. Очередной вопрос от ведущего звучит так: Чем занимались народные дома в дореволюционной России?
Варианты ответов:
- закупкой зерна
- рассмотрением жалоб крестьян
- здравоохранением
- просветительством
Правильный ответ: D. просветительством
Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x гг, особенно широко — после революции 1905 года.
Народные Дома существовали и существуют и по ныне в Чехии. Причем практически в каждом городе, а также в ряде стран Восточной Европы ещё до 1880 года. Например, в Карлсбаде (ныне: Карловы Вары). Гости из России могли перенять эту форму объединения растущих общественных интересов, а заодно и благозвучное название. Народный Дом — место, где общества и творческие кружки могли проводить репетиции, концерты, балы, гильдии устраивать вечера, лекции, встречи и т. п. Владели Народным Домом либо несколько гильдий, либо городские (муниципальные) власти.
Существует мнение, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии. В 1887 году в Англии возник новый тип народных домов — многофункциональных учреждений, предоставлявших вечернее образование для взрослых и внешкольное — для детей. Но впервые Народные дома появились в России, а не в Англии — первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый народный дом открылся в 1883 году.
Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.
Проектированием народных домов занимались Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, П. П. Рудавский и др. видные архитекторы. В 1910—1914 А. У. Зеленко и И. П. Кондаков совместно выполнили серию проектов типовых народных домов (не реализованы). Крупнейшим народным домом вне Петербурга был Аксаковский народный дом в Уфе, начатый постройкой в 1909, с залом на 600 мест, впоследствии расширенным.
В 1905—1917 строительство народных домов получило официальную поддержку как минимум муниципальных, городских властей — в надежде связать революционную активность населения, занять делом рабочую молодёжь и противодействовать массовому пьянству (соучредителями народных домов часто выступают общества трезвости). В январе 1915 Московская городская дума постановила открыть к 1 сентября 1915 двенадцать народных домов и открывать ежегодно по три новых (до 1919 включительно). Однако до октября 1917 были открыты только два учреждения. В Москве народные дома так и не стали крупными просветительскими центрами, не смогли привлечь большое число посетителей, несмотря на низкие расценки и бесплатные программы.